Набережные Челны

Номером ранее мы уже установили, что компрессор — это сердце любого автосервиса. Продолжая анатомическую аналогию, сегодня мы поговорим о «кровеносных сосудах» любой станции технического обслуживания — о пневматической системе, подающей воздух для питания пневмоинструмента, диагностических и ремонтных стендов и иного оборудования.

Еще в прошлом номере журнала мы говорили, что практически ни одна СТО не обходится без компрессора, который подает воздух под высоким давлением, тем самым приводя в работу большую часть инструмента и оборудования. Но эти инструмент и оборудование неоднородны, потребляют разное количество воздуха и крайне придирчивы к степени его очистки. Вот тут-то и пригодятся знания о том, что собой представляет пневмолиния и какие тонкости надо учитывать при ее построении и распределении.

Пневмолиния — система, служащая для снабжения сжатым воздухом рабочих зон предприятия. В ее состав входят компрессор (центральная часть), ресивер, охладители, дренажные устройства для удаления влаги, фильтры для очистки воздуха, трубопровод, различные соединительные фитинги и арматура. 

Часто клиенты вначале приобретают компрессорное оборудование и лишь затем задумываются о проблеме транспортировки сжатого воздуха к точкам потребления. Это не совсем верный подход. От того, насколько грамотно спроектирована пневмомагистраль, зависит очень многое. К примеру, потери давления в результате занижения сечений трубопроводов могут достигать нескольких бар. Другие ошибки могут быть не столь очевидны, но приводят к не менее неприятным последствиям. Пневмолиния сегодня широко применяется во многих сферах промышленности, без них не обходится практически ни один крупный завод. Однако зачастую при их монтаже и эксплуатации совершаются одни и те же ошибки, из-за чего конструкция теряет эффективность и становится убыточной.

Не стоит забывать и то, что пневмоинструмент и пневмооборудование подразделяются на оборудование с обеспечением смазки (гайковерты, шиномонтаж, всевозможный пневмоинструмент и т. д.) и не имеющее смазки — это, как правило, инструмент для малярных работ: краскопульты, вулканизаторы.

Основная проблема, с которой сталкиваются средние и крупные предприятия, — это выбор системы воздухоснабжения. В условиях, когда потребителей воздуха несколько и они достаточно сильно разнесены в пространстве или вообще находятся в разных помещениях, существует две возможные схемы воздухоснабжения — централизованная и децентрализованная.

Централизованная схема: питание цехов сжатым воздухом осуществляется из общего компрессорного цеха. Как правило, при такой системе эксплуатируются несколько компрессорных установок производительностью от 10 до 250 м3/мин, а иногда и поршневые, центробежные или мощные винтовые.

Децентрализованная система: питание потребителей сжатым воздухом осуществляется отдельными небольшими компрессорами, устанавливаемыми непосредственно возле потребителя. Необходимо отметить, что в децентрализованных схемах при локальной потребности в воздухе более 1 м3/мин целесообразно использование надежных винтовых компрессоров, преимущества которых широко известны. Это позволяет решить ряд проблем, присущих поршневым компрессорам, таких как необходимость фундамента под компрессор, повышенные шум и вибрация, необходимость периодических ремонтов (замена колец, клапанов).

Если необходимо снабжать воздухом несколько отдельных участков, разумно выполнить собственные подводы воздуха к каждому из них. Это позволяет не только отключать те, которые в настоящий момент в воздухе не нуждаются, но и обеспечить для каждого участка необходимое давление и чистоту воздуха. Нужно по возможности избегать прокладки трубопроводов вне помещений, поскольку содержащаяся в воздухе влага при охлаждении будет конденсироваться. Зимой это может привести к обмерзанию трубопровода. Если избежать прокладки магистрали по улице не удается, такие участки следует выполнять под землей на такой глубине, где почва не промерзает, либо (для коротких участков) с теплоизоляцией.

Всегда, когда это возможно, контур пневмосистемы следует закольцовывать. Это не только увеличивает эквивалентное проходное сечение магистрали, но и позволяет безболезненно отсекать участки магистрали для ремонтов и регламентных работ. Однако это не всегда возможно.

Конденсация влаги в пневмомагистралях является источником преждевременного износа пневмоинструмента, коррозии, брака в покраске и т. д. К примеру, количество воды в виде пара, передаваемой компрессором с объемной подачей 1000 л/мин (по входу), относительной влажности 70% и температуре 20 ºС, составляет около 1,3 л/ч. Ресиверы, отсекатели воды, фильтры-масловлагоотделители, ручные и автоматические дренажные клапаны, а также конструктивные особенности пневмомагистрали дают возможность удалить до 60% конденсата из сжатого воздуха. И только использование специальных холодильников-осушителей, понижающих температуру сжатого воздуха до точки росы, позволяет удалить практически всю влагу из пневмосистемы. 

Говоря о комплектации пневмомагистрали, нельзя не сказать о самих трубах. При их выборе следует понимать, что от оптимально рассчитанного сечения и конфигурации пневмолинии, а также правильно выбранного материала трубы зависит срок службы фильтров и пневмоинструмента, качество выполняемых работ (особенно это относится к малярным), а также расход электроэнергии и срок службы компрессора.

Лучший материал для пневмолиний на сегодняшний день (кстати, давно применяемый во всем мире) алюминиевая труба с полимерным покрытием. Несомненное качество определяет относительно высокую стоимость таких труб, но затраты на их приобретение окупаются долгой службой пневмоинструмента, фильтров, сбережением сжатого воздуха и, соответственно, электроэнергии и расходных материалов для компрессора. 

Крайне важно с самого начала установить трубы правильного диаметра. Давление в магистрали плавно убывает по всей ее длине. Сопротивление пневмолинии тем выше, чем меньше ее диаметр, и при его снижении стремительно возрастает.

Следующий важный пункт — уклон трубопровода. Установка труб под неправильным уклоном приведет к тому, что в них будет скапливаться конденсат, а это может привести либо к коррозии труб и поломке фильтров, либо к тому, что качество сжатого воздуха не будет соответствовать требованиям.

Вне помещения магистральные трубопроводы следует укладывать на глубине, исключающей промерзание почвы, с уклоном 0,5% и оснастить водоотделителями, расположенными также в незамерзающей зоне. Внутри помещения трубы прокладывают по стенам или потолку. Здесь основным требованием является удобство контроля, технического обслуживания и слива конденсата.

Для уменьшения падения давления длина шлангов-отводов должна быть минимальной.. Необходимым условием является удобство технического обслуживания пневмосети, слива конденсата. Количество вентилей и их расположение должно позволять отсекать от сети любой участок для ремонта либо регламентных работ. Вентили лучше всего использовать шаровые с максимально широким проходным сечением. Все трубопроводы должны иметь уклоны не менее 5 градусов в направлении подачи воздуха, при этом в низших точках пневмомагистрали выполняются вентили для слива конденсата. Отводы для потребителей воздуха всегда выполняются на трубопроводе сверху, чтобы исключить возможность попадания конденсата из трубы на пневмооборудование.

Если сжатый воздух содержит загрязнения, вступающие в контакт с конечным продуктом или инструментом, вся продукция может оказаться забракованной, а решение сэкономить на оборудовании принесет только убытки. Поэтому качество воздуха необходимо контролировать. Для отделения влаги и пыли используют различные фильтры и осушители.

Для того чтобы облегчить выбор необходимых фильтров, ниже приведены рекомендуемые комбинации последних, необходимых для различных видов работ:

  • SA+QF отсекатель воды + грубый (3 мкм) фильтр. Устанавливаются в любой комплектации пневмомагистрали; при отсутствии фильтров более тонкой очистки сжатый воздух пригоден для продувочных пистолетов, пылесосов эжекционного типа и подкачки колес. 

  • SA+QF+PF (1 мкм). Очистка достаточна для нормальной работы пневмоинструмента и пневмоцилиндров, применяемых в промышленности и автосервисах.

  • SA+QF+PF+HF (0,01 мкм). Очистка достаточна для лакокрасочных работ и пневмоприводов, используемых в точном приборостроении. 

 

  • SA+QF+PF+HF+CF (100%-ная очистка, карбоновый фильтр). Воздух пригоден для дыхания, применение в масках маляра закрытого типа, пищевой и медицинской промышленности.

 После очистки воздух вполне пригоден для покрасочных работ, однако он непригоден для пневмоинструмента. Ведь для его нормальной работы в воздухе должно присутствовать определенное количество масла. Для этого перед участком с инструментами, требующими смазки, устанавливаются лубрикаторы — устройства для подачи масла в поток сжатого воздуха.

Лубрикаторы делятся на два основных типа: магистральные, которые, как следует из названия, устанавливаются непосредственно в пневмолинию, и мобильные, которые устанавливаются непосредственно на рукоятке инструмента. 

 

Для магистральных лубрикаторов характерна высокая производительность (возможность обслуживать несколько потребителей), широкий диапазон регулировки подачи масла. Недостаток: ту часть пневмомагистрали (включая витой шланг или пневмораздаточнную катушку), которая находится после лубрикатора, невозможно использовать на тех операциях, где применение смазанного воздуха нежелательно или недопустимо.

Мобильные: к достоинствам можно отнести возможность работы на необорудованных пневмолиниях (к примеру, работа на выезде с небольшим компрессором) и исключение попадания масла в пневмомагистраль.

В заключение хотелось бы отметить, что не бывает простых решений в таком сложном и всеобъемлющем бизнесе, как организация СТО. Все работы и проекты требуют серьезного и вдумчивого подхода, будь это маленький шиномонтаж или крупное ремонтное предприятие, и их успешность зависит не от удачливости организатора, а от трудолюбия и внимания ко всем мелочам.

Грузовой транспорт и спецтехника №9 (45) сентябрь 2013 г.
официальный сайт

Корзина

0 Товары - 0.00 руб.